Истинная суть йоги. Статья в индийском журнале

Эту статью я прочитала в англоязычном журнале Suguna Digest, выпуск которого владелец гест-хауса в Индии дал мне на прощание. Мы жили при знаменитом храмовом комплексе Кришны в Удупи, штат Карнатака. При нем и выпускается журнал.

Мне давно хотелось понять истинную суть такого явления, как йога. Но совершенно не хотелось копаться в море противоречивой, непроверенной и неглубокой информации в Рунете.
Для себя и читателей Pilgrim’s я решила выбирать достоверную информацию из первоисточников.

Я думаю, авторитет одного из крупнейших в Индии храмов позволит с определенной степенью доверия прочитать этот текст и почерпнуть из него действительно ценные знания.

Yoga

Итак, мой вольный перевод этой статьи:

Вещи, которые надо знать о йоге…
автор Rajendra Yenkanamoole

 

Йога означает много вещей для разных людей. Некоторые школы сосредоточены только на телесных практиках, а некоторые школы Веданты говорят только об интеллектуально ориентированных идеях. Но на самом деле нам нужно сильное тело и подвижный ум для того, чтобы мы могли не только хорошо функционировать в этом мире, но также лучше практиковать садхану. (букв. «средство достижения чего-то», эго-превосходящая духовная практика). Если кто-то использует только ум, тело становится слабым. С другой стороны, если используется только тело, слабеет ум.

В Махабхарате (великий индийский эпос), после войны король Дхармараджа (самый старший из братьев Пандава) впал в депрессию, желая отказаться от царства и уйти в лес для покаяния. Но его брат Бхимасена стал упрекать его, сказав, что ум Дхармараджи стал неотесанным и непрактичным, как если бы кто-то целыми днями заучивал и читал Веды, не понимая их значения.

Ачарья Мадва (в 13 веке), основатель Школы Татвавады, учит не только Веданте (Ведической философии) своих учеников, но также учит их борьбе, демонстрируя важность и тела, и ума. История гласит, что была огромная статуя Кришны в Бриндаване, сделанная из бриллиантов и прекрасных драгоценных камней. Когда Мухаммед Газни разрушил статую и вывез все бриллианты на спинах слонов и жирафов, преданные Кришны только молились и думали, что Лорд придет и защитит свою статую.
Такое отношение продолжалось веками, за время которых пришло много захватчиков, включая Моголов и Британцев, которые грабили изобилующую ресурсами Индию и управляли ей.

Определения йоги

Шри Веда Вайса определяет значение Йоги в Вишну Пуране как Tasyah Brahmani Samyoga yoga ityabidhiyat: “Объединения самих себя с Господом – это Йога”. Бхагават Гита (Песнь Бога) является основным текстом йоги, имеющим дело с психотерапией. Наша личность зависит от нашего ума. Если ум возвышен, любой физический дискомфорт не беспокоит нас. С другой стороны, если ум не находится в возвышенном состоянии, даже маленькая проблема может уничтожить нас.

Бхагават Гита учит нас, как возвысить ум так, чтобы проблемы не уничтожали нас. Бхагават Гита содержит 700 шлок (стихов), содержащихся в 18 главах, каждая из которых объясняет различные аспекты йоги. Из 700 стихов, 574 рассказаны Лордом Шри Кришной, 84 Аржуной, 41 Санджайей и 1 Дхритарастрой. Многие стихи Бхагават Гиты очень жизнеутверждающие и возвышенные. Один из примеров мы можем найти в 11 главе – Viswarupa Dharshana (видение Божественного):

Tamsat twam uttisyha labhaswa jitwa
Shatrum bhunksh rajyam samriddham
Mamaivete poorvameva nimitta matram bhava savyashnin 11-33

“О Savyasachi (амбициозный человек), поднимайся, достигай славы и наслаждайся этим процветающим королевством. Я уже устранил препятствия для тебя, и ты просто инструмент в моих руках”.

Название Йога произошло от корня санскритского слова Yui, означающего соединение. Приведение Jivatma (низшего Я) к Paramatma (Высшему Я) есть Йога. Шримад Бхагават Гита является авторитетным текстом в йоге, где Шри Кришна определяет йогу как:

1. Yogah Karmasu khoushalam: Навык в действии – это Йога.
2. Samatwam Yoga Uchhyate: Невозмутимость – это Йога.
3. Duhkha Samyogaviyogam Yoga Samjnitam: Отход от скорби – это Йога.

 

Основы йоги

У йоги много преимуществ – физиологических, физических и духовных. Она как полный кокос с дерева. Даже внешняя кожа называется кокосом, до тех пор, пока она связана с внутренней частью. В тот момент, когда внешняя оболочка снимается, она называется кожей, но не кокосом. Это скорлупа кокосового ореха. Пока она связана с ядром, она называется кокосом. Если нет, то это только оболочка. Точно также и йога: если позы, дыхание и релаксация не связаны с божественным изнутри, это просто гимнастика, но не истинная йога. Когда позы, дыхание и созерцание связаны с божественным внутри, это можно назвать йогой.

Наша истинная личность покрыта 5 оболочками – аннамайя коша, пранамайя коша, маномайя коша, виджнанамайя коша и ананадамайя коша. Аннамайя коша (физическая оболочка) выполнена из элементов земли, воды и огня. Пранамайя коша (праническая оболочка) состоит из элементов воздуха и эфира. Маномайя коша (ментальная оболочка) выполнена из манаса (ум), буддхи (интеллект) и ахамкара (эго). Виджнанамайя коша (оболочка знания) выполнена из читта (память). Анандамайа коша (оболочка блаженства) сделана из четана (полное открытие памяти). За анандамайа кошей находится наша индивидуальная самость, которая вместе с Параматма становится гьяна ананда сварупа (персонифицированное блаженство знания).

Каждый имеет право практиковать йогу – молодые, старые, очень старые, больные, немощные –все, кто практикует без лени, жажды наживы и выгоды. Преимущества йоги многосторонни: тело становится легким, наша способность делать разнонаправленную работу без напряжения увеличивается, улучшается метаболизм, жир уменьшается, укрепляется здоровье в целом, ум становится спокойным и развивает внутренний мир. Практикуя йогу, мы становимся здоровыми – физически, умственно и духовно.

Аюрведа, древняя индийская система медицины, определяет здоровье как:

Samadhatusamanagnisamadoshanalakriyah
Prasannaatmendraiyamanah aroga ityabhidhiyate

“Человек здоров, если все семь дхату (строительные материалы организма) находятся в балансе: twak (внешний слой кожи), charma (внутренний слой кожи), mamsa (плоть), rakta (кровь), asthi (кости), majja (костный мозг), medas (жиры). Если они сбалансированы вместе с Вирья (энергия в мужчинах и женщинах), у человека хороший метаболизм, регулярный стул, сбалансированы капха (слизь), питта (желчь) и вата (воздух), то он будет ощущать чувство удовлетворенности и счастья внутри, душевное спокойствие”.

 

Типы йоги:

Бхагават-Гита делит йогу на 4 категории: Карма, Бхакти, Джнана и Раджа йога. Эти виды йоги напоминают написание экзаменационной работы. Письменная часть (сочинение) – это Карма-йога, защита работы – это Бхакти-йога, написание уместных вещей – Джнана-йога. Необходимость написать все в срок – это Раджа-йога. Для того чтобы сдать экзамен, нам нужны все виды йоги. Я не могу сказать: “Я Карма Йогин, я буду писать экзамен, но не буду защищать свою работу." Если мы это сделаем, мы не сдадим экзамен. Если я эксперт в Карма-йоге, мне нужно быть таким же экспертом в других йогах.

Карма-йога

Шри Кришна в Бхагават-Гите говорит, что “мы не можем существовать, не творя Кармы (действия или работы)". Кришна призывает нас действовать таким образом, чтобы не было никаких побочных реакций. Каr означает «налог», ma означает «знать» – знать, что мы должны заплатить налог создателю, служа его созданиям – это Карма-йога. Мы не можем избежать работы. Работа не станет бременем и, на самом деле, она станет радостью, если мы изменим свое намерение. Переход от отношения «работая для себя» к «работая для нас» – это Карма-йога. Только джнани (человек со знаниями) может практиковать карма-йогу, так как джнани знает, что такое Карма. Есть четыре типа Кармы — акарма, викарма, сакама карма и нишкама карма. Чтобы их запомнить, приведены следующие примеры:

Мы не хотим работать, мы не хотим платить (ленивый тип) – Акарма. Мы не хотим работать, но мы хотим платить (эксплуататорский типа) – Викарма. Мы будем работать, но только ради платы (эгоистичный тип) – Сакама Карма. Мы хотим работать, не ожидая оплаты труда (самоотверженный тип) – Нишкама Карма. Рост от Сакама Кармы (эгоистичного типа) к Нишкама Карме (бескорыстному типу) – это Карма-йога.

Бхакти-йога

Бхакти означает служение Верховному с преданностью, знанием и убежденностью. Без знания, служение является слепой верой. Любовь делится на четыре категории. Когда мы любим кого-то моложе нас, это называется ватсалья, когда мы любим кого-то противоположного пола – это кама, когда мы любим кого-то равного статуса – это снеха, и когда мы кого-то любим больше, чем нас, – это бхакти или према.

Есть три типа Бхакти:
1. Уттама (лучший): только Господь заслуживает быть почитаемым. Он или она, осведомленные в этом, являются лучшими Бхакта (преданными).
2. Мадхьяма (средний): Все деваты (божественные существа) одинаковы. Такие преданные называются Тривидиями.
3. Адхама (нижняя): Поклонение bhootas (призракам) и pretas (злым силам) и рассмотрение их как высших.

В Шримат Бхагаватам Nava Vidha Bhakti (девять шагов Бхакти) упоминается как:
Sravanam Kirtanam Vishnoh Smaranam Padasevanam Arcanam Vandanam Dasyam Sakhyam Atmanivedanam. Это означает:
1. Шраванам (слушание игр Богов и рассказов)
2. Киртанам Вишну (воспевание его славы)
3. Смаранам (поминание имени Господа и его присутствия)
4. Падасеванам (служение стопам Господа)
5. Арчанам (поклонение Богу)
6. Ванданам (прострации (позы, ритуалы поклонения) Богу)
7. Дасьям (культивирование бхавы (отношения) слуги с Богом)
8. Сакхьам (культивирование дружественных отношений)
9. Атманиведанам (полное подчинение себя Господу)

Джнана-йога

Жажда познания высшей Самости (Высшего Я). Знание является истинным неисчерпаемым богатством. Другие богатства исчезают, когда мы их тратим, но со знанием иначе: чем больше мы им делимся, тем больше мы получаем. Бхагават-Гита говорит: Na hi jnanena sadrisham pavitam iha vidyte. "Нет большей очистительной силы, чем знание. Знание делает нас бесстрашными и сильными. «С джнана, увеличивается бхакти. С бхакти, джнана увеличивается. С джнана и бхакти, рассветет вайрагья (отрешенность от привязанностей — как капля воды на цветке лотоса). В 8-м веке Ачарья Аханкара (основатель Майявады), пояснил в своем Viveka Chudamani, что ищущим необходимо получить четыре качества: Viveka, Vairagua, Shat-Sampatti and Mumukshutva.
1. Вивека является способностью к различию — различию между вечным и невечным
2. Вайрагуа является бесстрастием к преходящим вещам в жизни
3. Шат-Сампатти является шестью добродетелями:
(a) Шама: Контроль над разумом
(б) Дама: Контроль над телом
(в) Упарати: Наслаждение высокими идеалами в жизни
(г) Титикша: Выносливость страданий, без восстания против них и без скорби или ворчания
(д) Шаддха: Вера или твердое убеждение в правду о душе, науку о душе и в учителей этой науки
(е) Самадхана: Сосредоточение ума на Боге
4. Мумукшутва является стремлением и горячей тоской по освобождению путем постижения существования всего сущего.

Раджа-йога

Писание говорит: Mana Eva Manushyanam Karanam Bandha Mokshayoh. “Только ум является источником рабства и освобождения”. Искусство управления умом есть Раджа-йога. Патанджали исчерпывающе развивает эту мысль в его Йога-сутрах.
Hatha Yoga Pradipika и Gheranda Samhita являются другими авторитетными текстами йоги.

Добавить комментарий