Маски и роли. Как они помогают и мешают нам жить

У вас бывало, что вы думали о своем поведении в какой-то ситуации, «это совсем не я»? Иногда радуешься и даже удивляешься «как это у меня так ловко все получилось», а иногда думаешь с досадой «почем я так себе повел, ведь мне это совсем не свойственно». Это пример того, как человек не осознает собственные маски, которые надевает в той или иной ситуации. Однако для нашего подсознания это не является сюрпризом.

Изучением этого вопроса занимался известный психоаналитик Карл Юнг, разработавший теорию коллективного бессознательного. Особое внимание он уделял архетипу Персона (от лат. persona, «маска») – это социальная роль человека, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы играем в соответствии с общественными ожиданиями. Они призваны производить впечатление на людей или скрывать от них свою истинную сущность.

социальные роли

В преддверии нового года мне попалась информация о тренинге «Мои маски и роли», который проводит Елена Каменских, арт-терапевт, коуч, специалист по развитию творческого мышления. Я подумала, что это будет отличная возможность оставить отжившие маски в прошлом и войти в новый год обновленной, и я не ошиблась! Хочу поделиться своим опытом анализа приросших масок, а также создания архетипической маски силы.

Социальные маски: патология или необходимость?
Может ли человек вообще не носить маски? Без маски мы как без одежды: вроде естественно, но некомфортно. Взаимодействуя с социумом, мы хотим что-то получить от людей. В одной ситуации это любовь, забота, внимание, в другой – повиновение, выполнение приказа. У каждой маски своя роль. Поэтому без маски человек может быть разве что во сне, когда он не взаимодействует с этим миром.

Персона как архетип К. Юнга необходима нам, чтобы жить в ладу с другими людьми. Однако Юнг предупреждал, что если этот архетип приобретает слишком большое значение, то человек может начать играть только одну роль, стать однобоким, поверхностным, разучиться выражать свои истинные эмоции.

«Считается, что у осознанного человека от 5 до 10 масок, которыми он умеет пользоваться. А вот у человека, не проработавшего свои маски, их может быть до 40. Такой человек в них путается и низко адаптирован к социуму.
Все мы хотим эффективно взаимодействовать с людьми, получать удовольствие от общения. Для этого нужно в первую очередь осознавать свои маски и роли и уметь грамотно переключаться между ними» – рассказывает Елена.

Чтобы проработать свои основные маски, мы принялись их рисовать в доброжелательной творческой атмосфере нашего круглого стола. Стоит отметить, что художественные особенности тут совершенно неважны. Наше подсознание точно передает на бумаге оттенки эмоций, а подсознание окружающих их считывает. Профессиональный же психолог почерпнет еще больше информации в незаметных деталях.IMG_3532IMG_3557IMG_3691IMG_3560IMG_3690

Зачастую мы транслируем в мир не совсем то, что хотим на самом деле. Например, твоя маска просит о внимании, чтобы о тебе заботились, оберегали, защищали. И люди дают тебе это, но на самом деле ты хочешь получать совсем другое, и от этого бываешь несчастлив. Или, например, ты всегда выступаешь в роли грозного начальника и невольно носишь эту маску в семье, где хочешь ласки и заботы, но получаешь страх и отчуждение. Как правило, всем есть над чем поработать…

Преимущество любой групповой практики – обратная связь. После создания масок все участники тренинга надевали свои маски и слушали, какие чувства они вызывают у окружающих, что хочется сделать по отношению к этому человеку. Таким образом, мы сверили собственное видение ситуации и то, как ее видят окружающие. Это ценнейшая информация, которую нам не получить в повседневном общении.
IMG_3605 IMG_3630IMG_3723 IMG_3652IMG_3689

Часто маски возникают как защитная реакция на стрессовые ситуации, неосознаваемые конфликты, которые были подавлены. Этому посвящена концепция Карла Юнга о личном бессознательном. Эти ситуации нужно осознать, но путешествие внутрь своих травм – сложный процесс, в котором не разобраться без профессиональных наставлений психолога. После группового разбора, ведущая группы Елена задавала каждой маске наводящие вопросы, когда, для чего она возникла, какие плюсы и минусы она дает хозяину, нужна она ему или уже нет.
IMG_3592IMG_3598IMG_3737

Готовы ли вы снять отжившую маску или изменить ее? Выбросить или просто положить в сундук до поры до времени, чтобы когда-нибудь достать, одеть, но уже осознанно? Для кого-то было приятно освободиться от старого, для кого-то болезненно, но у всех анализ масок вызвал сильные эмоции и запустил процесс трансформации.

Создание маски силы
А дальше наступила самая яркая и творческая часть занятия – создание волшебной, магической маски, которая позволяет нам войти в ресурсное состояние. Тут мы имеем дело с архетипическими масками, такими как Маг, Воин, Дурак, Мудрец, Жрица и т.д.

e90d219df6f3dc0295a52be86bcbffdce3bbc4dd2f34553a6f05d818124e4a8cd43de9e5f55ef1845dd83397d7421311

Архетипы – это врожденные идеи, психические образы, которые есть у всех людей. Они и составляют коллективное бессознательное согласно теории Юнга.
Каждый из нас выбрал архетип, который отзывается и вдохновляет больше всего в данный момент, и мы приступили к его воплощению. После мы, конечно, примерили на себя новый образ и поделились мнениями. Теперь у каждого из нас есть творческий тотем, мощный артефакт, дающий ресурс.
IMG_3766 IMG_3790 IMG_3835IMG_3841

Работа с масками и ролями – эта глубокая практика, оставляющая след трансформаций. Еще несколько дней после тренинга на меня волнами накатывало состояние освобождения, ясности и вдохновения.
Я благодарю за эту яркую, творческую практику, которая мне подарила ощущение волшебства и предновогоднего чуда, Елену Каменских!

Фото с тренинга Екатерины Саакян

Добавить комментарий