«Шаг навстречу». Контактная импровизация: практика свободного танца

Незадолго до приезда в Гуслицу я попала на лекцию-перформанс хореографа Дины Хусейн. Речь шла о body language: о связи человека с собственным телом, о телесной коммуникации и, наконец, о хореографии как своего рода поэзии.

Тогда у меня возникло намерение посетить занятие по контактной импровизации. Я давно слышала об этой разновидности свободного танца, мне хотелось научиться лучше владеть своим телом и взаимодействовать с партнерами.

И вот случайно, а может нет, это произошло в первый же день моего приезда в Гуслицу. Вместе с другими волонтерами две последующих недели мы занимались с хореографом Дарьей Плоховой.
Даша − самостоятельный танц-художник, выпускница академии русского балета им. А.Я. Вагановой, перформер, одна из основателей кооператива Айседорино горе, преподаватель contemporary dance:

«Хочется вспомнить основоположницу свободного танца Айседору Дункан, которая все свои выступления строила на импровизации. Импровизация – это то, что рождается сиюминутно, но одновременно имеет под собой основу. Сильное внутреннее впечатление, состояния тебя и партнера, которое есть в данный момент. Честное проживание здесь и сейчас. На основе этого материала можно импровизировать с композицией танца, создавать формы, образы или новые значения.»
0fpR1AQBFHU K8XrJdFEY8U

КИ, или Контактная импровизация была разработана Стивом Пэкстоном как форма свободного танца. Его исполняют в форме перформанса или коллективных «джемов», где импровизация строится через точку контакта. Танец представляет собой интуитивное движение участников в потоке.

В течение двух недель наша волонтерская команда изучала основы контактной импровизации. Мы начали с того, что называется body work − работа с телом, учились отдавать вес, работали с дыханием. КИ также отвечает на вопрос, как выстроить свое тело эргономично. Очень важна визуализация скелета, ведь у нас есть непонимание собственных габаритов, а упражнения на чувствование дают ощущения объема собственного тела и границ, выстраивают структуру тела. Многие упражнения направлены на вытяжение позвоночника, раскрытие плечевого и тазового поясов, на оздоровление и повышение мобильности тела.

Исцеление движением
«Посмотрите на детей, они свободно выражают свои эмоции, осваивают пространство, чувствуют себя непринуждённо» – говорит Даша.
Что же до взрослых, обычно у них есть зажимы и блоки, боли в теле. А ведь боль мешает работать, жить и чувствовать… Но боль с чем-то связана, возможно с травматичным детским опытом. В момент танца эмоции выходят на поверхность, а сознание находится в теле. Процесс похож на медитацию, возвращение к себе. Например, тело испытывает здесь и сейчас глубокое переживание детства. Практика имеет большой терапевтический потенциал.

z_e52d7aa8

КИ дает осознанность в жизни, понимание того, что с тобой происходит в каждый момент времени. После занятия появляется ощущение трехмерного пространства. Внимание сбалансировано между собой и внешним миром.

Навстречу партнеру
«Идти навстречу» – одно из ключевых упражнений практики, когда партнёры в равной мере отдают свой вес, опираясь друг на друга. Интерес в том, чтобы не сопротивляться, а сотрудничать и поддерживать равновесие, использовать свой вес, чтобы вместе прийти к новому состоянию через точку контакта.

Точка контакта – база, через которую проходит информация, на ней строится диалог партнеров. Идти навстречу значит не игнорировать, а взаимодействовать.
Партнеры обмениваются неким видением поведения в пространстве, расположения своих тел. Они чувствуют, доверяют, находят подход друг к другу. Каждый раз рождается уникальный танец.B3q55-gb8cw

«Мне бывает в жизни сложно с людьми соприкасаться. А на практике раз нужно, так нужно, сразу комплексы все убираются, проще к людям начинаешь относиться. Ещё для художника очень важно ощущения тела, изучать пропорции и анатомию людей, было интересно прочувствовать, какие у всех разные массы, структуры тел.» Яна Устюгова, волонтёр.

«КИ мне очень понравилась, т.к. я занимаюсь танцами, люблю музыку. Я понял, что нужно распределять свою энергию, доверять партнёру, и чувствовать, слышать его на уровне интуиции». Константин Касаткин, волонтёр.

«Когда я пришла, то увидела, что люди ползают по полу, мне показалось это очень забавным. А потом втянулась и уже жалею, что Даша уехала. После практики начинаешь свободнее себя чувствовать в обществе, можно даже покричать на улице.» Анастасия Ендржеевская, волонтёр.

Лично мне показалось, что такая практика здорово помогает волонтеру адаптироваться в пространстве. Здесь встречаешь сразу так много людей и через контакт в зале начинаешь чувствовать себя свободнее в контакте вне занятия. Тут неизбежен выход за пределы себя. Ты должен не только двигаться сам, но и хорошо слышать другого человека и попадать в общий поток. Для этого нужно включить все свое внимание. Возможно, определённая перегрузка физики тела, органов восприятия, делает невозможным ситуации стеснения, зажатости. Просто идёшь навстречу и танцуешь.

Добавить комментарий